С каждым годом киберспорт становится популярнее. Поговорили с представителями этой индустрии в Центральной Азии и узнали о том, как сегодня обстоят дела с турнирами и игроками.
Бауыржан Садиев, 35 лет, город — Астана, СЕО и основатель киберспортивного стартапа Pinger.pro, facebook, @pinger.kz
О себе
Мы занимаемся киберспортивными турнирами, контентом и инфлюенсерами. Начинали как небольшой IT-стартап — онлайн-платформа для проведения турниров.
Pinger.pro — самая крупная киберспортивная организация в Центральной Азии. В нашей команде больше 40 человек. У нас три направления бизнеса, есть казахстанские и международные клиенты.
О киберспорте в Казахстане
Развитие
История казахстанского киберспорта начинается с конца прошлого века. Уже тогда в компьютерных клубах Алматы проводились турниры по StarCraft и другим играм. Когда развитие получил интернет — проводной и мобильный, это привело к созданию большого игрового сообщества, в котором участвовала вся страна, а не только жители крупных городов.
Киберспорт — это не только соревнования, но и медиа
Сегодня мы гордимся нашими чемпионами в разных дисциплинах: командой Gambit Esports в CS:GO, Konina Power в PUBG Mobile и многими другими.
Киберспорт — это не только соревнования, но и медиа. У нас уже есть YouTube-блогеры, которые создают контент по играм с аудиторией более миллиона подписчиков.
Популярные игры
Казахстанцы соревнуются во всех видах игр: мобильных, компьютерных, консольных. За последние годы популярными стали игры на телефонах. PUBG Mobile, Free Fire, Clash Royale — лидеры по количеству участников на турнирах. В компьютерных играх главенствует CS:GO, на консолях — киберфутбол. Популярность мобильных развлечений связана с тем, что телефоны есть у большинства, а сами игры стали гораздо лучше по графике и геймплею.
Турниры
Pinger.pro — крупнейшие организаторы турниров в регионе. В прошлом году мы провели 261 турнир, в них приняло участие 18 327 человек, а общий объем призовых составил 161 550 000 тенге.
Как прийти в киберспорт
Путь в киберспортсмены прост — для этого достаточно участвовать в турнирах. Сложность заключается в том, что нужно развиваться, побеждать, много работать над собой, так как конкуренция высокая.
В нашей стране есть чемпионы, они делятся своим опытом. Параллельно развиваются интернет и технологии. Поэтому считаю, что киберспорт будет важным спортивным и культурным явлением. Казахстан уже знают в мире как родину крутых киберспортсменов и таких имен будет больше.
О планах
Мы успешно реализуем себя на казахстанском рынке. Есть опыт работы и кейсы с другими странами. В планах развивать эти возможности и превратиться из казахстанского киберспортивного стартапа в международный крупный бизнес.
Артур Мукашов, 30 лет, город — Бишкек, CEO киберспортивного сообщества «Эскейп» ESC KG, @in100kilogramm, @esckgorg
О себе
«Эскейп» E-sports community of Kyrgyzstan — это сообщество, созданное в ноябре 2020 года обычными киберспортсменами.
Мы способствуем развитию киберспортивной индустрии в Кыргызстане. Один из основателей — Бакыт W_zayac Эмилжанов — профессиональный игрок по Dota 2.
Большинство молодых высокорейтинговых игроков играют из компьютерных клубов. Мы помогаем таким ребятам, проводим локальные турниры, менторим игроков, проводим стримы их игр, освещаем успехи в медиа-пространстве.
О киберспорте в Кыргызстане
Развитие
В Кыргызстане много талантливых игроков, однако не все могут сфокусироваться на киберспортивной карьере. Главная сложность — отсутствие финансирования и систематических турниров.
Ключ к успеху для роста индустрии — проведение мероприятий по различным дисциплинам, а также деление игроков на несколько дивизионов.
Популярные игры
Самые популярные дисциплины в нашей стране — CS:GO, PUBG-mobile. Они доступны и имеют низкий порог вхождения. Еще Dota 2 — эта игра известна во всем мире, но со временем наблюдается спад ее популярности.
Турниры
Большинство турниров проводятся в компьютерных клубах, они же становятся спонсорами. В прошлом году мы организовали восемь LAN-турниров, в этом году — уже пять. Среди них было два крупных ивента: по Dota 2 и CS:GO с призовым фондом в 100 000 сомов.
У нас есть видение, как развивать индустрию в стране
Также федерация компьютерного спорта BSL проводит Чемпионат Кыргызстана по CS:GO среди вузов с призовым в 200 000 сомов.
Как прийти в киберспорт
Стать профессиональным киберспортсменом сложно. Это совокупность нескольких факторов: таланта, усердия, дисциплины, в какой-то степени везения. Нужно постоянно практиковаться с лучшими командами, играть турниры, смотреть записи повторов других профессионалов, пытаться попасть в команду.
Если не входишь в топ по своей дисциплине, можно уйти в побочные сферы деятельности: стать тренером, стримером, аналитиком или комментатором.
О планах
В планах ESC KG — сплочение и объединение киберспортсменов, всесторонняя поддержка лучших членов сообщества: юридическая, психологическая, медийная, финансовая, партнерская.
У нас есть видение, как развивать индустрию в стране. В планах создать национальную систему турниров, построить гибкую систему роста для киберспортсменов. Ведем работу по популяризации киберспорта среди населения. Доносим до общества главный посыл: киберспорт — это спорт и индустрия, а киберспортмен — профессия. Для этого выступаем на форумах, собраниях, семинарах, в прессе.