facebook

Порекомендовать героя

WE важно, кто рядом с нами и нашими семьями. МЫ стремимся делать так, чтобы вокруг нас были надежные люди, которым можно доверять. Рекомендуя людей, обратите внимание на наши ценности и ориентиры.

    Наши люди WE:

  • Наш Человек стремится создавать то, что улучшает жизнь людей

  • Наш Человек в общении с окружением честен и справедлив, порядочен и верен

  • Вы доверяете ему и уверены в его искренности

  • Наш Человек живет полной жизнью: любимая семья, достойное окружение, любимое дело, интересное хобби

  • Наш Человек всегда идет вперед и развивается

  • Наш Человек неравнодушен и готов вместе с нами создавать добрые дела

Далее closerecommendheropopupa
Порекомендовать героя

Выберете одну или нескольо рубрик, в которую вы рекомендуете человека


Закрыть поиск
closesearch
drawnup
ВАША ЗАЯВКА ПРИНЯТА

Спасибо за неравнодушие!
Нам важно узнавать о достойных людях, чтобы рассказывать о них городу!

Вернуться на главную

Подписаться на рассылку

closesearch
Array
(
    [SRC] => 
    [WIDTH] => 0
    [HEIGHT] => 0
)
evrei-v-kazahstane-o-tom-pochemu-v-evreyskoy-sem-e-zhenschina-glavnaya-a-shabbat-pohozh-na-zhuma
logo
Евреи в Казахстане. О том, почему в еврейской семье женщина главная, а «шаббат» похож на «жума»
Центральная Азия

19.08.2018

Евреи в Казахстане. О том, почему в еврейской семье женщина главная, а «шаббат» похож на «жума»

Шмуэль Карнаух, 40 лет, родной город — Одесса, главный раввин Астаны и Акмолинской области


1.jpeg


Мы приехали в Казахстан 18 лет назад, потому что в Павлодаре открывалась синагога. Тогда я уже был раввином, и меня попросили приехать. Мне было 22 года, у меня были жена и дочка. Сначала мы жили в Павлодаре, а десять лет назад переехали в Астану.

Я боялся климатических условий, потому что меня смутило, когда мне сказали, что здесь температура бывает минус 40. Я родился в Одессе, потом жил в Израиле. Для меня это был немножко шокирующий фактор. Я переживал, как перенесу этот холод. Я не понимал, что такое сухой климат и влажный. Когда в Одессе минус 15, то все замерзают, а тут и в минус 40 бывает не так тяжело.

Русский — мой родной язык. Я уехал из Одессы в 17 лет. Я успел там поучиться в университете на русском языке, так что с русским языком у меня проблем не было никогда.

2.jpeg

Жизнь в Израиле отличается от жизни в Казахстане. Еврейская жизнь требует соблюдения огромного количества законов.

Когда мы приехали в Павлодар, это был другой город, отличный от сегодняшнего. Когда я приехал, это был обычный советский город. Однако за последнее время он значительно преобразился, расцвел.

У евреев много законов, связанных с питанием. Мы фактически ничего не можем купить, потому что мы верующие. Наши законы требуют проверять все, что мы едим. Например, мясо режется специальным человеком, запрещено смешивать молочное и мясное. Я даже шоколадки детям не могу купить, если на упаковке нет специальной печати, удостоверяющей, что она проверена. В Израиле приходишь в супермаркет, и все продукты на полках с печатью, и уже знаешь, что ты можешь есть. Второй сложностью после еды стала «миква» — ритуальный бассейн. Мужчины перед молитвой окунаются в микву, а женщины раз в месяц должны были окунаться в микву в определенный период цикла. Окунувшись, она будет разрешена мужу. Без миквы семейная жизнь практически невозможна.

Раньше миква была проблемой, потому что ее не было в Павлодаре, и нам приходилось летать ради нее в Алмату, потому что она была только там, в Алматы. Потом мы построили микву в Астане и через несколько лет в Павлодаре. Сейчас мы занимаемся строительством микв в Караганде.

Мы пытаемся делать все возможное в Казахстане, чтобы все было доступно, но пока у нас не все получается. Это связано не с трудностями, а с финансовыми затратами. К тому же, нужно определенное количество людей.

3.jpeg

Наша задача — обеспечить евреев Казахстана всем необходимым, связанным с религиозными потребностями. И если вопрос с миквами решаем, то питание — более сложный вопрос. Нет ингредиентов, которые мы можем использовать. У нас в Астане есть синагога, и там находится небольшая столовая, в которой люди могут перекусить, если они ищут нужную еду.

Казахстан — особая страна


Казахстан — особая страна. Когда мы приехали в Казахстан, я долго удивлялся и не мог поверить, что на постсоветском пространстве осталась такая страна, которая дружелюбно встречает и не обращает внимание на национальность, цвет кожи. Люди воспринимают тебя дружно, от них исходит тепло. Это стало для меня положительным шоком, в который никто не верил, особенно друзья.

В Казахстане смешались все культуры. Люди живут дружно, одной семьей, с гордостью говорят, что мы — казахстанцы. Нет деления на классы, расы, важно, что мы гордимся все своей нацией, что мы можем что-то привнести.

Мы гордимся, тем, что мы часть Ассамблеи народа Казахстана. Если все народы объединяются в культуры, которые определяются территорией, обществом, общим языком, то у евреев этого никогда не было. У нас даже не было национальных блюд. У каждого еврея разный типаж — у восточных стран это может быть хумус, халаш, у других — gefilte fish.

Еврейская религия и еврейская культура — они настолько связаны, что мы не можем отделить культуру от религии. Еврейский народ, который немножко освобождается от религии, то есть перестает соблюдать каноны, быстро ассимилируется с окружающей средой и культурой.

4.jpeg

Мы верим в будущее Казахстана, в процветание этой страны. Нам удобно и хорошо здесь. Казахстан — вторая родина. Я прожил больше половины жизни в Казахстане и люблю эту страну.

Я себя вижу в Казахстане. Несмотря на непредсказуемость жизни и возможные изменения, я хочу здесь работать, так как то, чем я занимаюсь, доставляет мне удовольствие.

Я рад, что попал в Казахстан, особенно когда приехал в Астану, ведь Астана — город, от которого веет особым чувством. Здесь чувствуешь гордость от того, что живешь в таком красивом месте.


Даниэль Тартаковский, 37 лет, родной город — Алматы, Тель-Авив, исполнительный директор некоммерческой организации «Объединение юридических лиц в форме ассоциации «Казахстанско-Израильская Бизнес Ассоциация»


33.jpeg


Я коренной алма-атинец. Моя семья — дедушки и бабушки — оказались тут во времена Второй мировой войны среди сотен тысяч людей, которые были вынуждены покинуть места прежнего проживания. Они были приняты на этой гостеприимной щедрой земле. Казахстан с его огромной территорией и историческим гостеприимством находил силы и средства оказать помощь беженцам. Он стал вторым домом для многих. Вернувшись с фронта с победой, мой дед принял решение остаться жить в Алма-Ате.

В конце 80-х мы репатриировались в Израиль — на историческую родину всех евреев — страну, которую я люблю.

В Казахстане я оказался по семейным обстоятельствам. Так сложилось, что сейчас центр моей жизни здесь — я работаю и живу в Алматы, но часто езжу в Израиль — я дома и здесь, и там.

Израиль удивителен — о нем можно говорить часами


Израиль удивителен — о нем можно говорить часами. Это страна контрастов. Она одновременно маленькая, потому что занимает площадь, соизмеримую с озером Балхаш, и емкая — чтобы посетить даже основные достопримечательности, потребуются месяцы. Израиль древний — сейчас уже почти четыре тысячи лет только непрерывной еврейской истории на этой земле. При этом это одна из самых молодых стран — современный Израиль обрел независимость всего 70 лет назад. Страна во многом консервативная — около 60 % населения в той или иной степени соблюдает традиции, а вопросы брака и семьи находятся в ведении религиозных организаций. Однако она одна из самых прогрессивных стран. Израиль часто называют «нацией стартапов» и технологической державой. Израиль уступает только Кремниевой долине по количеству изобретений. Есть около 70 израильских изобретений, которые преобразили мир и вошли в повседневную жизнь практически всех жителей планеты. Это и компьютерные процессоры, и флэшки, и ICQ с Waze, помидоры черри и капельное орошение, камера-таблетка и моментальное диагностирование рака, опреснение морской воды и разведение рыбы в пустыне. Израиль — единственная демократическая страна на Ближнем Востоке и пример для многих стран мира.

В культуре евреев и казахов много общего. Мы так же, как и казахи, не едим свинину, почитаем старших. И у казахов, и у евреев трепетно относятся к семейным ценностям, к детям и старикам.

454.jpeg

У меня много друзей евреев. В Алматы есть небольшая еврейская диаспора. Мы встречаемся в синагоге, отмечаем праздники, учим Тору, встречаем святую субботу — шаббат. Еврейская община сильно помогает своим членам, особенно старикам и малоимущим. Вместе с тем у меня немало друзей не евреев, среди них и казахи, и русские, и корейцы, и татары, и армяне. Казахстан всегда был многонациональным, и здесь невозможно замкнуться в узких рамках сугубо национального общения — и это прекрасно.

Казахстан всегда был многонациональным, и здесь невозможно замкнуться в узких рамках сугубо национального общения — и это прекрасно


Я живу в Алматы. Говорить об Алматы можно долго — я люблю этот город. Люблю ездить за город по выходным, обожаю кататься на горных лыжах на Шымбулаке, люблю вечерами посидеть с друзьями в одном из уютных алматинских ресторанчиков. В Алматы всегда можно найти, чем заняться в нерабочее время — это современный город с замечательными молодежными тусовками. Мы становимся свидетелями его преображения и обновления — появляется еще больше интересных мест для семейных прогулок.

Казахстан — молодое государство. Меня впечатляют как сегодняшние достижения, так и планы его развития. Так же, как Израиль когда-то, Казахстан возрождает государственный язык, принимает репатриантов — оралманов. В Казахстане широко ведется строительство жилья, проводится много программ по обеспечению молодежи жильем, работой, по обучению. Масштабы строительства и перспектив впечатляют.

На данный момент я не планирую переезд. Мы в Казахстанско-Израильской Бизнес Ассоциации, которая является сестринской организацией билатеральной торгово-промышленной палаты «Казахстан-Израиль», видим, что сегодня, к сожалению, потенциал сотрудничества между нашими странами практически не реализован. Сторонам есть, что предложить друг другу, и в наших планах продолжить прикладывать все усилия для развития двусторонних деловых связей, повышения товарооборота, трансфера в Казахстан новых технологий и передового ноу-хау.


Мария Попова, 20 лет, родной город — Караганда, студентка


1.jpg


Прадедушка переехал на территорию Казахстана из Германии, а прабабушка — из Молдовы. Они оба переехали в старый город неподалеку от Караганды, там и познакомились.

В те времена они не особо распространялись о своем происхождении. Они рассказали о том, что имеют еврейские корни, только после окончания Второй мировой войны.

Социализироваться было несложно, потому что людей, переехавших в Казахстан, было много. Все нашли и работу, и друзей.

Я ездила в Израиль в 2014 году. В целом, в Караганде есть две организации: культурный и общинный центры. Поездку организовывал еврейская община. Наш танцевальный коллектив пригласили на конкурс. Мы ничего не оплачивали. Пару дней мы провели на конкурсе, потом путешествовали по стране. Нас было около 30 человек. Всем понравилась поездка, и четверть ребят после поездки захотели приехать в Израиль учиться, работать.

111.jpg

Наши организации принимают не только евреев. Многим интересна наша культура. У нас есть офисы в Доме дружбы и наш личный. Там мы проводим праздники и собрания.

На данное время у нас есть небольшой отток молодежи из общины, потому что ребята находятся в таком возрасте, когда они только закончили 9 либо 11 класс. И они все уезжают в Израиль учиться по различным программам. В этом году уезжает около 5-7 человек из Караганды, а еще есть ребята из Астаны, Алматы. В целом, к нам ходят люди разного возраста. Если считать всех — от малышей с 3 лет до людей пожилого возраста, то нас примерно 100 человек, может, даже больше.

32.jpg

Мы занимаемся не только танцами. У нас также есть «Кошер Квиз», обсуждение мировых новостей, кулинарный клуб, где готовят различную традиционную еду. Также у нас проходят специальные встречи для совсем пожилых. И если они не в состоянии приехать, то члены общества навещают их, ходят в гости. У нас есть волонтеры: подростки, взрослые женщины, которые чем-то помогают. У нас есть люди, которые бесплатно что-то делают по ремонту либо убирают что-то в квартире, оказывают помощь в огороде.

И казахи, и евреи — гостеприимные. При встрече гостей готовится много вкусной еды. Из различий: у еврейского народа главной в семье считается женщина — она глава семьи. Все решения нужно обсуждать с женщиной. Все окружающие относятся к этому с интересом, потому что для них необычны другие традиции, где женщина — главная.

У еврейского народа главной в семье считается женщина — она глава семьи


У еврейского народа существует много праздников. К примеру, «шаббат» — встреча субботы. А у казахов есть «жума» — священная пятница. Этим мы похожи. В моей семье из праздников мы встречаем еврейский Новый год и Хануку, которая проходит зимой. В семье также у нас главная мама, все решения исходят от нее. Папа полностью поддерживает ее позицию.

Вообще, еврейство передается по линии матери. И даже если отец не еврей, а мама — еврейка, то считается, что ребенок, если он захочет, может стать евреем.

У нас много желающих, кто хочет изучить еврейский язык. Однако нет постоянного учителя, потому что это затратно. Но в наш центр ходят несколько ребят, у которых еврейское гражданство. Они родились в Израиле, но переехали с родителями, которые приехали по работе в Казахстан. И тут они выучили русский, знают хорошо иврит. Они без проблем помогут, объяснят и пояснят все интересующие вопросы.

98.jpg

Все, кто к нам приходил, довольны, потому что всем интересно познакомиться поближе с нашей культурой. Приятно, что в Казахстане тепло относятся к евреям. Например, раньше в Караганде не было синагоги, но буквально пару лет назад ее построили. Государство думает о комфорте жителей, о представителях всех национальностей.

Хотелось бы еще раз посетить как турист Израиль. Узнать, как мне потом будет там учиться. Мне интересно посмотреть на то, какое там образование, как происходит работа, какие там условия, правила.

Узнайте первыми:

Подписаться на рассылку WE project!

Мы пишем о том, что помогает сориентироваться в новом мире и выбрать то, что нужно именно вам.